Аннотация к учебным модулям курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

 

Аннотация к учебным модулям курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года №Пр-2009, письма министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ» с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей:

 

Информации о реализации курса ОРКСЭ 

 

Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих стержень религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества. В результате изучения курса у обучаемого формируется системное представление о той духовной тради­ции, которую он избрал в качестве пред­мета изучения. Изучение курса направлено на развитие способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Курс изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени школы, дополняя обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», и предваряя начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Его содержание знакомит с религией как частью культуры многонационального народа России.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» является комплексным и состоит из 6 модулей:

-  «Основы православной культуры»;

-  «Основы исламской культуры»;

-  «Основы буддийской культуры»;

-  «Основы иудейской культуры»;

-  «Основы мировых религиозных культур»; 

- «Основы светской этики».

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество

2) семья

3) культурная традиция.

Для каждого из 6  модулей курса разработаны учебные пособия.

 

1. Основы православной культуры.

 

Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

Содержание учебника открывает учащимся мир духовных и нравственных ценностей Православия, актуализирует социальный опыт ученика, расширяет и конкретизирует близкие и понятные категории: Родина, российский  народ, семья, родители. Основные содержательные линии учебника:

- Введение в православную духовную традицию

- Священное писание и Священное предание

- Православие в России

Автор учебника отмечает, что задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан, основная задача изучения курса в том, чтобы привить детям навыки нравственного самоанализа, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился бы реагировать на боль своей совести, научился бы задавать вопросы совести. Различить, где добро, а где зло, хорошее и плохое, полезное и вредное помогают духовные традиции, к которым относятся ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России автор относит: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

 

2.  Основы исламской культуры.

 

Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

Учебник состоит из двух основных разделов. В первом детям рассказывается о сути ислама. Второй раздел учебника рассказывает об особенностях жизни мусульман в России: о праздниках, обычаях, о том, как мусульмане понимают свои моральные обязанности в исламской семье, какое отношение существует в семьях к детям и родителям.

Авторы учебника вводят ребенка в мир нравственных ценностей через анализ конкретной ситуации, народные предания и  притчи, примеры истории и поступки людей. В учебнике приводятся примеры служения Отечеству. Мусульмане были в рядах защитников России в 1812 году, самоотверженно защищали Родину в войне 1941-1945 гг. Навеки вписано в историю имя Мусы Джалиля, который, оказавшись в фашистских застенках, создавал поэтические произведения, полные мужества и отваги.

Основные содержательные линии учебника:

- введение в исламскую духовную традицию

- качества пророка Мухаммеда

- обязанности мусульман

 

3. Основы буддийской культуры.

 

Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

Учебник в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Авторы  рассматривают проблемы отношения человека к природе, ценности жизни, знакомят с памятниками буддийской культуры. Названия параграфов учебника отражают основное содержание курса: «Принцип ненасилия», «Любовь к человеку и ценность жизни», «Путь духовного совершенствования», «Буддийские святыни», «Буддийские ритуалы и обряды» и т.д.

Основные содержательные линии учебника:

- Будда и его учение

- Буддийский священный канон

- Любовь к человеку и ценность жизни

 

4. Основы иудейской культуры.

 

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

Учебник знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает её значение в формировании личности и поведения верующего человека.

Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие. Детям говорится о необходимости бережного отношения людей друг к другу. Разъясняется, что словесные унижения и оскорбления Талмуд ставит в один ряд с таким преступлением как убийство.

Основные содержательные линии учебника:

- Тора - главная книга иудаизма

- патриархи еврейского народа

- добро и зло

В учебник включены темы:

- Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией;

- Еврейский календарь;

- Еврейские праздники: их история и традиции;

- Ценности  семейной  жизни  в  иудейской традиции;

- Любовь и уважение к Отечеству и др.

 

5. Основы мировых религиозных культур.

 

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

В учебнике с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Общий характер курса отражен в названии  и содержании параграфов: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Искусство в религиозной культуре», «История религий в России»,  «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Это оптимальный вариант знакомства детей с различными религиозными учениями. Учебник знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями, что содействует воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта.

Основные содержательные линии учебника:

- Культура и религия

- Человек в религиозных традициях мира

- Искусство в религиозной культуре

6. Основы религиозных культур и светской этики.

Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

Содержание учебника знакомит учеников с теми нормами и правилами поведения людей, которые приняты в поликонфессиональном, полиэтническом, поликультурном российском обществе. В данном курсе впервые начинается знакомство детей с основополагающим документом, определяющим нормы и правила жизни нашего общества, – Конституцией Российской Федерации. Учебник направлен на воспитание юных россиян в системе норм и правил, выработанных обществом, что отражается в названии и содержании параграфов: «Россия - наша Родина», «Культура и мораль», «Свобода и ответственность», «Моральный долг», «Справедливость».  Содержание учебника иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Обучение начинается с общего для всех урока «Я гражданин России».

Основные содержательные линии учебника:

- ценность родства и семейные ценности.

- честь и совесть. Дворянский кодекс чести.

- государство и мораль гражданина.

 

 

Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайте ОРКСЭ

Основы православной культуры

Полный текст учебника

 

 Читать.

 

 Основы религиозных культур и

светской этики.

      Книга для родителей / Данилюк А.Я

Читать. 

 

Нормативно-правовое обеспечение:

Документы Федерального уровня

Документы Регионального уровня

Документы Муниципального уровня

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения